Принято КЭС ФПА РФ
6 декабря 2022 г.
Утверждено решением Совета ФПА РФ
от 15 декабря 2022 г., протокол № 18
С изменениями и дополнениями,
принятыми КЭС ФПА РФ 18 декабря 2023 г.
и утвержденными решением Совета ФПА РФ
от 14 февраля 2024 г., протокол № 11
РЕКОМЕНДАЦИИ
по рассмотрению дисциплинарных дел в отношении адвокатов
По результатам изучения и обобщения дисциплинарной практики, существующей в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации (далее – адвокатские палаты), Комиссией по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее – Комиссия и Федеральная палата адвокатов соответственно) в порядке подпункта 3 пункта 5 статьи 18.2 Кодекса профессиональной этики адвоката (далее – Кодекс) разработаны следующие рекомендации.
Ведение делопроизводства по дисциплинарному делу
1. Кодекс предусматривает ведение адвокатскими палатами делопроизводства по дисциплинарным делам (подпункт 1 пункта 5 статьи 23, пункт 2 статьи 26). По смыслу соответствующих положений Кодекса делопроизводство по дисциплинарному делу ведется на бумажном носителе, поэтому материалы дисциплинарного дела следует формировать в хронологическом порядке с описью и сквозной нумерацией листов дела.
2. Материалы дисциплинарного дела должны включать в себя основные процедурные документы, предусмотренные Кодексом, в частности:
1) документ, послуживший поводом для возбуждения дисциплинарного производства, и приложения к нему (пункт 1 статьи 20);
2) распоряжение о возбуждении дисциплинарного производства (абзац первый пункта 1 статьи 21);
3) доказательства извещения адвоката и иных участников дисциплинарного производства о рассмотрении дисциплинарного дела в квалификационной комиссии адвокатской палаты (далее – квалификационная комиссия, пункт 1 статьи 21);
4) направлявшиеся квалификационной комиссией запросы сведений и документов, а также поступившие ответы с приложениями (пункт 6 статьи 23);
5) именные бюллетени для голосования членов квалификационной комиссии (пункт 12 статьи 23);
6) протокол заседания квалификационной комиссии в части рассмотрения соответствующего дисциплинарного дела с указанием членов квалификационной комиссии, принимавших участие в разбирательстве (пункт 11 статьи 23);
7) заключение квалификационной комиссии с указанием членов квалификационной комиссии, принимавших участие в разбирательстве (пункты 9 и 14 статьи 23);
8) доказательства вручения (направления) заверенных копий заключения квалификационной комиссии участникам дисциплинарного производства, обратившимся с соответствующей просьбой (пункт 13 статьи 23 Кодекса);
9) доказательства извещения адвоката и иных участников дисциплинарного производства о рассмотрении дисциплинарного дела в совете адвокатской палаты (далее – совет, абзац второй пункта 1 статьи 21, пункт 1 статьи 24 Кодекса);
10) протокол заседания совета в части рассмотрения соответствующего дисциплинарного дела с указанием членов совета, принимавших участие в разбирательстве;
11) решение совета с указанием членов совета, принимавших участие в разбирательстве (пункт 1 статьи 25);
12) доказательства вручения (направления) заверенных копий решения совета участникам дисциплинарного производства, обратившимся с соответствующей просьбой (абзац первый пункта 8 статьи 24 Кодекса);
13) доказательства направления заверенной копии решения совета в адвокатское образование, в котором состоит адвокат, по дисциплинарному делу в отношении которого принято решение (абзац первый пункта 8 статьи 24 Кодекса);
14) доказательства вручения (направления) копии решения совета о прекращении статуса адвоката лицу, в отношении которого принято указанное решение, или его представителю (абзац второй пункта 8 статьи 24);
15) представленные участниками дисциплинарного производства письменные объяснения и доказательства (подпункт 3 пункта 5 статьи 23), а также заявления о несогласии с заключением квалификационной комиссии или о его поддержке (пункт 3 статьи 24 Кодекса);
16) справочный лист с указанием дат совершения процедурных действий по дисциплинарному делу.
3. Как следует из абзаца второго пункта 1 статьи 21 Кодекса, извещения и иные документы, направляемые адвокату при рассмотрении дисциплинарного производства, направляются по адресу адвоката.
В силу пункта 5 статьи 8 Кодекса адвокат обязан обеспечивать адвокатскую палату актуальной информацией об адресе адвоката, в том числе электронном, для уведомлений и извещений.
Поэтому материалы дисциплинарного дела должны содержать сведения об адресе адвоката, по которому адвокатской палатой были направлены извещения о месте и времени рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией и советом (в форме выписки из личного дела адвоката или в иной форме).
Возбуждение дисциплинарного производства
4. Перечень оснований, являющихся допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, закреплен в пункте 1 статьи 20 Кодекса и носит исчерпывающий характер.
Жалоба, представление, обращение лица, не поименованного в указанной норме, не является допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства и может лишь послужить основанием для внесения представления о возбуждении дисциплинарного производства вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим.
Дисциплинарное производство может быть возбуждено лишь в отношении лица, которое на момент возбуждения такого производства обладает статусом адвоката. Это исключает возможность возбуждения дисциплинарного производства в отношении лица, статус адвоката которого ранее был прекращен по какому-либо из оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»), и которое впоследствии не приобретало статус адвоката.
Возбужденное в отношении лица, не обладающего статусом адвоката, дисциплинарное производство подлежит прекращению в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 25 Кодекса.
Разбирательство в квалификационной комиссии
5. Совокупность положений пунктов 11, 13 и 14 статьи 23 Кодекса свидетельствует об обязательности изготовления заключения квалификационной комиссии в виде отдельного документа. По смыслу указанных норм ведение протокола заседания квалификационной комиссии не освобождает последнюю от исполнения обязанности по составлению мотивированного и обоснованного заключения.
6. Право участников дисциплинарного производства представлять доказательства предусмотрено подпунктом 3 пункта 5 статьи 23 Кодекса. При изучении представленных доказательств квалификационной комиссии рекомендуется внимательно проводить их оценку. Например, документы, представленные участником дисциплинарного производства в нечитаемом виде, не могут послужить основанием для установления квалификационной комиссией фактических обстоятельств.
7. При рассмотрении дисциплинарного дела следует учитывать, что наличие в производстве судов дел о взыскании с адвоката задолженности по уплате обязательных отчислений в налоговые или пенсионные органы либо иных дел в отношении адвоката само по себе не умаляет авторитет адвокатуры.
8. При квалификации совершенного адвокатом деяния, выразившегося в неисполнении решения органов адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов, квалификационной комиссии следует установить осведомленность адвоката о соответствующем решении, копия которого должна содержаться в материалах дисциплинарного дела.
В материалах дисциплинарного дела должны содержаться сведения о способе уведомления (извещения) адвоката о соответствующем решении. В случае опубликования решения на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов или адвокатской палаты в сети «Интернет» и (или) в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации», в издании «Адвокатская газета» или в аналогичном издании адвокатской палаты адвокат считается осведомленным о таком решении с момента публикации.
8.1. При квалификации совершенного адвокатом деяния в качестве неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей перед доверителем по соглашению об оказании юридической помощи квалификационной комиссии следует предпринять меры к установлению содержания указанного соглашения, в том числе путем реализации своего полномочия по запросу адвокатского производства (абзац третий пункта 1 статьи 21, пункт 6 статьи 23 Кодекса).
9. Пунктом 4 статьи 23 Кодекса установлено, что разбирательство в квалификационной комиссии осуществляется в пределах тех требований и по тем основаниям, которые изложены в жалобе, представлении, обращении. Изменение предмета и (или) основания жалобы, представления, обращения не допускается.
Дисциплинарное обвинение не может выходить за пределы повода для возбуждения соответствующего дисциплинарного производства. Как отмечала Комиссия в Разъяснении от 25 декабря 2020 г. «О пределах рассмотрения дисциплинарного дела в квалификационной комиссии», иные выявленные в ходе дисциплинарного разбирательства нарушения квалификационной комиссией не рассматриваются, что не препятствует новому сообщению в адвокатскую палату, содержащему указание на такие нарушения.
9.1. Заочное (без проведения заседания) голосование квалификационной комиссии по существу разбирательства по дисциплинарному делу недопустимо, поскольку указанное разбирательство должно осуществляться в заседании квалификационной комиссии, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи (абзац второй пункта 1 и пункт 10 статьи 23 Кодекса).
9.2. Голосование члена квалификационной комиссии на основании выданной другим членом квалификационной комиссии доверенности недопустимо, поскольку из абзаца второго пункта 2 статьи 9 Кодекса следует, что адвокат обязан исполнять возложенные на него полномочия члена квалификационной комиссии лично, тогда как иной подход противоречил бы принципу корпоративности адвокатуры (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») и требованию объективности дисциплинарного производства (пункт 3 статьи 19 Кодекса).
9.3. Вне зависимости от содержания заключения квалификационной комиссии указанное заключение и соответствующее дисциплинарное дело подлежат передаче в совет в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Кодекса.
Разбирательство в совете
10. В Разъяснении Комиссии от 15 мая 2018 г. «По вопросу применения мер дисциплинарной ответственности» сделан вывод о том, что по общему правилу к адвокату применяются меры дисциплинарной ответственности в виде замечания и предупреждения, а прекращение статуса адвоката может применяться в случае грубого или неоднократного нарушения адвокатом законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре (Кодекса).
Неоднократность совершенных адвокатом нарушений может быть установлена в том числе при наличии у адвоката неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания по иному дисциплинарному делу. В таком случае в материалы дисциплинарного дела представляется соответствующее решение совета по ранее рассмотренному дисциплинарному делу.
11. При рассмотрении дисциплинарного дела совету следует учитывать положения пункта 1 статьи 26 Кодекса, согласно которым если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания адвокат не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
В таком случае годичный срок исчисляется со дня принятия решения совета о наложении дисциплинарного взыскания. Если к моменту вынесения решения совета по следующему дисциплинарному делу в отношении адвоката указанный срок истек, то ранее наложенное дисциплинарное взыскание считается погашенным.
11.1. Отсутствие доказательств извещения адвоката о рассмотрении дисциплинарного дела в квалификационной комиссии (подпункт 3 пункта 2 настоящих Рекомендаций) является основанием для направления дисциплинарного производства советом в квалификационную комиссию для нового разбирательства в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 25 Кодекса, поскольку в отсутствие указанного извещения адвокат лишен права на справедливое разбирательство на основе принципов состязательности и равенства участников дисциплинарного производства (пункт 3 статьи 19, абзац второй пункта 1 статьи 23 Кодекса).
11.2. Заочное (без проведения заседания) голосование совета по существу разбирательства по дисциплинарному делу недопустимо, поскольку указанное разбирательство должно осуществляться в заседании совета, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи (пункт 5 статьи 24 Кодекса).
11.3. Голосование члена совета на основании выданной другим членом совета доверенности недопустимо, поскольку из абзаца второго пункта 2 статьи 9 Кодекса следует, что адвокат обязан исполнять возложенные на него полномочия члена совета лично, тогда как иной подход противоречил бы принципу корпоративности адвокатуры (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») и требованию объективности дисциплинарного производства (пункт 3 статьи 19 Кодекса).
Рассмотрение в Федеральной палате адвокатов жалоб на решения о прекращении статуса адвоката
12. Полномочия Федеральной палаты адвокатов по рассмотрению жалоб на решения о прекращении статуса адвоката установлены статьей 37.2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и статьей 25 Кодекса.
В число указанных полномочий Федеральной палаты адвокатов не входит отмена заключений квалификационных комиссий по дисциплинарным делам, в ходе которых были вынесены решения о прекращении статуса адвоката, а также решений советов о применении к адвокатам мер дисциплинарной ответственности, не связанных с прекращением статуса адвоката.
13. В соответствии с пунктом 2 статьи 37.2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и пунктом 2.1 статьи 25 Кодекса Комиссия в течение месяца со дня поступления жалобы в Федеральную палату адвокатов принимает жалобу к рассмотрению или мотивированно отказывает в принятии ее к рассмотрению.
Установленные пунктом 5 статьи 17 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 25 Кодекса способы обжалования решения совета о прекращении статуса адвоката носят альтернативный характер и не предусматривают одновременного или последовательного использования.
Поэтому Комиссия отказывает в принятии к рассмотрению жалобы на решение совета о прекращении статуса адвоката, если к моменту рассмотрения данного вопроса имеются сведения об обжаловании лицом, статус адвоката которого прекращен, такого решения в судебном порядке.
При выявлении данных сведений после принятия жалобы к рассмотрению Комиссия прекращает рассмотрение такой жалобы.
14. Отсутствие доказательств извещения адвоката о рассмотрении дисциплинарного дела в квалификационной комиссии или совете (подпункты 3 и 9 пункта 2 настоящих Рекомендаций) является основанием для отмены Советом Федеральной палаты адвокатов решения совета о прекращении статуса адвоката и для направления дисциплинарного производства в квалификационную комиссию или совет для нового разбирательства в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.3 статьи 25 Кодекса, поскольку в отсутствие указанного извещения адвокат лишен права на справедливое разбирательство на основе принципов состязательности и равенства участников дисциплинарного производства (пункт 3 статьи 19, абзац второй пункта 1 статьи 23, пункт 5 статьи 24 Кодекса).
15. Согласно пункту 2.2 статьи 25 Кодекса в случае обжалования решения о прекращении статуса адвоката в Федеральную палату адвокатов Совет Федеральной палаты адвокатов обязан рассмотреть поступившие из Комиссии заключение и дисциплинарное дело, в связи с чем вправе отказать в приобщении к материалам дисциплинарного дела доказательств или дополнений к жалобе, поступивших в Федеральную палату адвокатов после дачи Комиссией заключения по соответствующей жалобе.
Настоящие Рекомендации, а также изменения и дополнения к ним вступают в силу и становятся обязательными для всех адвокатских палат и адвокатов после утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети «Интернет».
После вступления в силу настоящие Рекомендации, а также изменения и дополнения к ним подлежат опубликованию в издании «Адвокатская газета».
Президент С.И. Володина