РАЗЪЯСНЕНИЕ
Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по вопросам, связанным с денежным требованием адвоката к доверителю
Утверждено
Решением Совета ФПА РФ
от 19 октября 2023 г.
(протокол № 7)
В Комиссию по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации поступил запрос Совета Адвокатской палаты города Москвы по вопросам, связанным с уступкой, обеспечением и исполнением денежного требования адвоката к доверителю.
В порядке пункта 5 статьи 18.2 Кодекса профессиональной этики адвоката Комиссия по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации дает следующее разъяснение.
Адвокат не может уступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя (пункт 7 статьи 6 Кодекса профессиональной этики адвоката). Аналогичное по содержанию положение содержится в пункте 5 статьи 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Данный запрет имеет этический характер и не связан с гражданско-правовыми отношениями между адвокатом и доверителем. Именно в связи с этим пункт 7 статьи 6 Кодекса профессиональной этики адвоката не содержит исключений из запрета уступать кому-либо право денежного требования к доверителю без согласия последнего.
Процедура банкротства доверителя не отменяет установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре (Кодексом профессиональной этики адвоката) запреты и ограничения. В связи с этим в случае включения требования адвоката в реестр требований кредиторов доверителя адвокат не вправе без специального согласия доверителя уступать кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному с последним соглашению.
В отношении возможности выплаты вознаграждения адвокату третьим лицом пунктом 3.1 статьи 16 Кодекса профессиональной этики адвоката установлено правило, согласно которому адвокат вправе принимать денежные средства в оплату юридической помощи по соглашению за доверителя от третьих лиц (с ведома доверителя).
Данная норма является специальной по отношению к положениям гражданского законодательства, регулирующим договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения.
В связи с этим требование о принятии адвокатом от третьих лиц денежных средств в оплату юридической помощи по соглашению с ведома доверителя подразумевает как осведомленность доверителя о намерении адвоката принять денежные средства в оплату юридической помощи за доверителя от третьего лица, так и выражение доверителем своего отношения к такой возможности.
Применительно к обеспечению исполнения обязательств доверителя Кодекс профессиональной этики адвоката в пункте 5 статьи 16 устанавливает запрет принимать от доверителя какое-либо имущество в обеспечение соглашения о гонораре. Данный запрет распространяется на любые способы обеспечения исполнения обязательств доверителя, предполагающие передачу адвокату имущества доверителя.
Таким образом, обеспечение исполнения обязательств доверителя, являясь условием взаиморасчетов сторон, подразумевает совершение адвокатом действий, аналогичных принятию от третьих лиц денежных средств в оплату юридической помощи, если иной порядок не определен соглашением с доверителем.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что позиция доверителя в отношении выплаты вознаграждения по соглашению или обеспечения исполнения его обязательств третьим лицом является необходимым условием принятия адвокатом таких денежных средств или обеспечения исполнения обязательств.
При этом в любом случае адвокат обязан соблюдать требования честности и добросовестности и избегать всего, что могло бы нанести ущерб авторитету адвокатуры или подорвать доверие к ней либо к самому адвокату (пункты 1 и 2 статьи 5, пункт 5 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката).
Настоящее Разъяснение вступает в силу и становится обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов после утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети «Интернет».
После вступления в силу настоящее Разъяснение подлежит опубликованию в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации» и в издании «Адвокатская газета».